Речевой аппарат малыша сформирован множеством органов, корректная работа которых продуцирует поставленные, фонетически правильные звуки, слоги, слова. Все органы должны работать синхронно и согласованно. Безусловно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок как можно скорее научился говорить, ждет первых слов, искренне радуется, когда ожидания становятся реальностью. В некоторых случаях, однако, ожидание затягивается, родители начинают задумываться о том, что такое развитие – серьезное отклонение от нормы. Оправданы ли такие опасения? Когда требуется помощь специалиста? Как подготовиться к визиту, чтобы помощь логопеда-дефектолога оказалась максимально полезной?
Довольно долго считалось, что обращения к логопеду раньше пятилетнего возраста не имеют никакого смысла, мол, к этому времени все проблемы должны пройти сами по себе, речевой аппарат только формируется. Это не так. Если упустить важные моменты в формировании, пик которого приходится на 3-4 года, в дальнейшем можно столкнуться с серьезными проблемами, некоторые из которых сохраняются даже во взрослом возрасте. Оптимальное время для первого посещения – 3 года, причем оно рекомендовано даже в том случае, если заметных отклонений и нарушений нет.
В данном случае все определяется возрастом:
Чем старше ребенок, тем большее внимание необходимо уделять его развитию. Если возраст достиг 6-летней отметки, а проблемы с речью сохранились, то родителям нужно обращать внимание на все отклонения от нормы, даже минимальные. 6 лет – это возраст, предшествующий записи в школу, а в общеобразовательном учреждении могут быть серьезные проблемы, если малыш не умеет правильно выражать свои мысли, путается в произношении слов, допускает простые ошибки. Все это не просто мешает образовательному процессу, значимую роль играет и психологический аспект. Сверстники могут не оставить без внимания тот факт, что ребенок говорит с дефектом, это станет поводом для насмешек, приведет к тому, что он будет идти в школу с неохотой, начнут формироваться комплексы, некоторые из которых не удастся побороть даже во взрослом возрасте.
Даже для взрослого визит к врачу – стрессовая ситуация, что уж говорить о ребенке. Психологическая подготовка в данной ситуации очень важна, иначе эмоциональное состояние малыша будет далеким от нормы, из-за этого логопед не сможет поставить корректный диагноз. Да, у специалиста в кабинете всегда найдутся мягкие игрушки, формирующие более приветливую обстановку, но даже их далеко не всегда достаточно. Малыш замыкается, стесняется, отказывается от беседовать с незнакомой тетей. Чтобы исключить такой вариант развития событий, лучше сразу обозначить цель похода, рассказать, с чем именно предстоит столкнуться. Конечно, делать это нужно в мягкой форме, без запугивания и рассказа о последствиях несоблюдения правил.
Хороший способ подготовки – игра. Родитель в таком случае примеряет на себя роль логопеда, при помощи игрушек можно создать модель ситуации, в которой у них не получается договориться друг с другом из-за непонимания.
Определенная подготовка требуется и родителям. Нужно вспомнить, у кого из родственников были похожие проблемы, нужно вспомнить, как протекало речевое развитие, не было ли каких-то факторов, из-за которых оно резко начинало замедляться, менялось. Нужно обозначить манеру общения с ребенком, причем не только собственную, но и ту, которой придерживается, к примеру, бабушка или другой родственник, с которым он проводит время. Все жалобы и опасения по поводу развития ребенка нужно корректно сформулировать и выразить. Только такой честный, открытый, откровенный подход даст реальный результат.