График работы: по будням с 6.00 до 20.00

Логопед-дефектолог: когда требуется его помощь и как подготовиться к визиту?




Логопед-дефектолог: когда требуется его помощь и как подготовиться к визиту?

Речевой аппарат малыша сформирован множеством органов, корректная работа которых продуцирует поставленные, фонетически правильные звуки, слоги, слова. Все органы должны работать синхронно и согласованно. Безусловно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок как можно скорее научился говорить, ждет первых слов, искренне радуется, когда ожидания становятся реальностью. В некоторых случаях, однако, ожидание затягивается, родители начинают задумываться о том, что такое развитие – серьезное отклонение от нормы. Оправданы ли такие опасения? Когда требуется помощь специалиста? Как подготовиться к визиту, чтобы помощь логопеда-дефектолога оказалась максимально полезной?

Время первого посещения

Довольно долго считалось, что обращения к логопеду раньше пятилетнего возраста не имеют никакого смысла, мол, к этому времени все проблемы должны пройти сами по себе, речевой аппарат только формируется. Это не так. Если упустить важные моменты в формировании, пик которого приходится на 3-4 года, в дальнейшем можно столкнуться с серьезными проблемами, некоторые из которых сохраняются даже во взрослом возрасте. Оптимальное время для первого посещения – 3 года, причем оно рекомендовано даже в том случае, если заметных отклонений и нарушений нет.

Когда требуется немедленное посещение логопеда-дефектолога?

В данном случае все определяется возрастом:

  • Один год. Нет лепета, произношения повторяющихся слогов (ба-ба, ма-ма). Специалист проводит комплексное обследование, задача которого – поиск вероятных патологий не только речевого аппарата, но и, например, органов слуха или нервной системы. Нередко требуется помощь сторонних специалистов, ЛОР, невропатолога;
  • Два года. Помощь логопеда-дефектолога остро необходима, если словарный запас ребенка – менее 10 слов, либо он совсем молчит. Молчание нельзя оправдывать даже ощущением того, что малыш понимает слова, просто не хочет ничего говорить в ответ. Вероятны нарушения в развитии нервной системы;
  • Три года. Консультация логопеда носит обязательный характер, как уже было обозначено выше. Острая необходимость возникает, если ребенок не умеет строить простейшие фразы, путает звуки (вместо “т” произносит “к”), общается на “своем” языке, который не могут идентифицировать окружающие. Если трехлетний малыш совсем молчит, можно говорить об отклонения общего развития, логопед может выписать направления к другим специалистам;
  • Четыре года. В это время уже должен быть сформирован приличный словарный запас, произношение приближается к правильному, “взрослому”. Помощь логопеда необходима, если малыш ориентируется не во всех звуках, речи не хватает четкости, правильности, не самые сложные вопросы ставят его в тупик, он не может подобрать подходящего ответа;
  • Пять лет. Наиболее значимые причины тревоги – бедность словарного запаса, ребенок шепелявит, гнусавит. Без дефектолога не обойтись в ситуациях, когда ребенок слишком мягко произносит твердые звуки, это особенно характерно для шипящих. Пример – “щяпка” вместо корректного “шапка”;
  • Шесть лет. Без специалиста не обойтись, если ребенку трудно даются пересказы даже коротких текстов и простых стихотворений. Тревожные признаки – невозможность описать ситуацию, происходящую на картинке (даже простыми словами), некорректное произношение слов, односложные ответы на вопросы даже в том случае, если они предполагают более-менее развернутый ответ.

Чем старше ребенок, тем большее внимание необходимо уделять его развитию. Если возраст достиг 6-летней отметки, а проблемы с речью сохранились, то родителям нужно обращать внимание на все отклонения от нормы, даже минимальные. 6 лет – это возраст, предшествующий записи в школу, а в общеобразовательном учреждении могут быть серьезные проблемы, если малыш не умеет правильно выражать свои мысли, путается в произношении слов, допускает простые ошибки. Все это не просто мешает образовательному процессу, значимую роль играет и психологический аспект. Сверстники могут не оставить без внимания тот факт, что ребенок говорит с дефектом, это станет поводом для насмешек, приведет к тому, что он будет идти в школу с неохотой, начнут формироваться комплексы, некоторые из которых не удастся побороть даже во взрослом возрасте.

Подготовка к посещению логопеда: на что обратить внимание?

Даже для взрослого визит к врачу – стрессовая ситуация, что уж говорить о ребенке. Психологическая подготовка в данной ситуации очень важна, иначе эмоциональное состояние малыша будет далеким от нормы, из-за этого логопед не сможет поставить корректный диагноз. Да, у специалиста в кабинете всегда найдутся мягкие игрушки, формирующие более приветливую обстановку, но даже их далеко не всегда достаточно. Малыш замыкается, стесняется, отказывается от беседовать с незнакомой тетей. Чтобы исключить такой вариант развития событий, лучше сразу обозначить цель похода, рассказать, с чем именно предстоит столкнуться. Конечно, делать это нужно в мягкой форме, без запугивания и рассказа о последствиях несоблюдения правил.

Хороший способ подготовки – игра. Родитель в таком случае примеряет на себя роль логопеда, при помощи игрушек можно создать модель ситуации, в которой у них не получается договориться друг с другом из-за непонимания. 

Определенная подготовка требуется и родителям. Нужно вспомнить, у кого из родственников были похожие проблемы, нужно вспомнить, как протекало речевое развитие, не было ли каких-то факторов, из-за которых оно резко начинало замедляться, менялось. Нужно обозначить манеру общения с ребенком, причем не только собственную, но и ту, которой придерживается, к примеру, бабушка или другой родственник, с которым он проводит время. Все жалобы и опасения по поводу развития ребенка нужно корректно сформулировать и выразить. Только такой честный, открытый, откровенный подход даст реальный результат.