Сенсорная комната представляет собой особое пространство, которое все чаще встречается в детских садах, школах и центрах инклюзивного образования. Первоначально ее использовали в качестве инструмента для мотивации детей. В них размещалось огромное количество для детей различного учебного материала. Но ныне такую комнату можно встретить в детских реабилитационных центрах и больницах. Поэтому нужно разобраться в том, чем полезны занятия в сенсорной комнате для детей.
Рассматривая такое рабочее пространство, как сенсорная комната, нужно обратить внимание на то, что это помещение специального предназначения, в котором находятся все необходимые предметы, способствующие стимуляции систем восприятия. К ним относят тактильную, обонятельную, зрительную, слуховую,вестибулярную и вкусовую. Стимуляторами, воздействующими на системы восприятия, выступают запахи, звуки, цвет, свет и поверхности массажного типа.
С помощью использования представленных стимуляторов происходит активное развитие следующих функций:
Поэтому положительных моментов от использования сенсорной комнаты для развития систем восприятия много.
Сенсорное развитие серьезно сказывается на интеллектуальном, эмоциональном и психическом состоянии ребенка. Именно органы чувств в первую очередь реагируют на изменения, происходящие в окружающей среде. Осуществляя процесс развития разных сенсорных систем, в итоге можно рассчитывать на получение следующих результатов:
Рассматривая положительные стороны сенсорной комнаты, можно сказать, что такое рабочее пространство ныне должно быть в каждом дошкольном и школьном учреждении.
Формирование “окружающей картины мира” и развитие детей начинается с активного использования сенсорной комнаты, расположенной в детском саду. Здесь каждое занятие проводится в форме игры, при которых расслабление чередуется с активностью. Если же смотреть на внешний вид сенсорных комнат, которые встречаются в дошкольных учреждениях, то они выглядят в виде сухого бассейна, наполненного пузырьково-воздушными колоннами, разноцветными шариками, используются мягкие пазлы, интерактивные доски, оснащенные сенсорными датчиками, бескаркасная мебель, звуковое оборудование и различные конструкторы.
Часто сенсорные комнаты встречаются в детских лечебных учреждениях, где есть необходимость в проведении реабилитации после сложных нарушений в работе опорно-двигательного аппарата или же психологических проблем. В них используются сухие бассейны, ортопедическая мебель, массажные тренажеры и сенсорные панели.
В интернатах также встречаются сенсорные комнаты, которые оснащаются проекторами, развивающими играми, мягкой мебелью, музыкальными системами и другими предметами, способствующими обучению. Они используются для того, чтобы к процессу обучения у детей не пропадала мотивация, а также для расслабления.