График работы: 06:00 – 20:00 ( без выходных )

Введение прикорма детям первого года жизни

Автор статьи: врач-педиатр высшей квалификационной категории, преподаватель и эксперт всемирной организации здравоохранения ЮНИСЕФ по вопросам грудного вскармливания Шмарова Людмила Михайловна.

 

Прикорм – это кормление грудных детей продуктами и жидкостями в дополнение к грудному молоку.

 

Цели назначения прикорма:

  • Удовлетворение возрастных потребностей ребенка в основных пищевых веществах и энергии;
  • Активизация пищеварительной системы;
  • Обеспечение высокой степени переваривания и всасывания пищевых веществ;
  • Развитие пищеварительного аппарата;
  • Стимуляция моторной функции кишечника;
  • Формирование вкусовых привычек.

Правильно подобранные продукты обеспечивают процессы роста и развития ребенка с 6 месячного возраста.

Недостаточное поступление энергии и пищевых веществ от одного грудного молока может привести к задержке роста и недостаточности питания:

  • Развивается дефицит микронутриентов (железа, цинка).
  • Не обеспечивается развитие двигательных навыков (жевание) и положительное восприятие ребенком нового вкуса и структуры пищи.

 

Почему нужно вводить прикорм в 6 месяцев?

  • Дети сидят без поддержки;
  • Появляются первые зубы;
  • Формируется достаточная гибкость языка для проглатывания более твердых комков пищи;
  • Появляются навыки самостоятельного кормления.

Прикорм с 6 месяцев желательно готовить непосредственно перед едой и пища должна быть сметанообразной консистенции (безглютеновые, овощные и фруктовые пюре, молотое мясо).

 

Какой должен быть прикорм с 7 месяцев:

  • Размятые продукты, состоящие из одного ингредиента;
  • Мягкая консистенция, но уже с комочками;
  • Без добавления сахара, соли или острых приправ.

Пюре из овощей или фруктов, мягкая густая каша из традиционных злаковых продуктов без клейковины – риса, кукурузы, гречки.

 

Прикорм с 8 месяцев:

  • Растертые или рубленые блюда и продукты;
  • Хорошо проваренные и прокрученные на мясорубке печень и мясо;
  • Растертые вареные овощи и фрукты (банан, дыня, помидор);
  • Зерновые (пшеница, овес, хлеб);
  • Грудное молоко – главный источник жидкости, пищевых веществ и энергии.

Еда должна быть разнообразной и ребенок может брать её пальцами.

Принцип введения прикорма – постепенное приучение к домашней пище.

Дети имеют разную готовность к восприятию прикорма и надо признавать индивидуальные схемы в темпах введения различных продуктов для прикорма.

  • Дети съедают больше, если пища разнообразная;
  • Прикорм воспринимается после 8-10 раз, после 12-15 раз – положительное восприятие пищи;
  • Ребенок должен научиться получать удовольствие от новой пищи;
  • Добавлять новые оттенки вкуса путем введения нового продукта со знакомым любимым продуктом (мясо и размятые овощи);
  • Важно с начала введения прикорма изменять консистенцию пищи –она должна быть постепенно более грубой по структуре, небольшими, но заметными кусками;
  • Пища должна быть не сладкой, а пряной;
  • Детей можно поощрять, уговаривать, предлагать добавку, ласково разговаривать с ним за едой и следить за тем, сколько они съели;
  • Количество еды, съеденной ребенком, в большей степени зависит от активного поощрения лица, осуществляющего уход, чем от предлагаемых порций;
  • При ласковом обращении и чуткости во время кормления дети часто съедают больше, чем когда их предоставляют самих себе.

 

Не следует давать коровье молоко до 9 месяцев (только для приготовления пищи с 6 месяцев), т.к.:

  • Оно может вытеснить потребление грудного молока;
  • В нем низкое содержание железа;
  • Оно может вызвать желудочно-кишечное кровотечение, особенно в возрасте до 6 месяцев;
  • В нем высокое содержание белков и натрия – в 3-4 раза выше, чем в грудном молоке.